Еврейская Вена
Вена – одна из немногих европейских столиц, история которых тесно связана с историей еврейского народа. Сегодня в городе немного следов, это подтверждающих. А в 20-х годах прошлого века евреи составляли более 10% населения. О синагогах, разрушенных фашистами, напоминают только некоторые памятники типа Юденгассе и Юденплатц, а так же памятные знаки и оставшиеся в целости в некоторых местах города монументы. Еще о еврейской истории Вены свидетельствует старая часть Центрального кладбища. Здесь на памятниках сплошь еврейские фамилии. Они служат напоминанием о Холокосте.
История евреев в Вене
В этом городе евреи появились отнюдь не в 20 веке. Первые представители этого народа пришли на европейскую землю в 12 веке. Тогда жизнь евреев в Вене была сосредоточена вокруг Юденплатц, являющейся сегодня историческим центром столицы. Здесь была построена величественная синагога. Сегодня от нее остался только фундамент в музее на Юденплатц. В Вене, как и везде в Европе в Средние века евреи подвергались гонениям и переживали погромы. Вор времена Третьего Крестового Похода в 1196 году крестоносцы нагрянули в еврейский квартал города, ограбили и поубивали его жителей. Не менее страшный погром обрушился на еврейскую общину в период эпидемии чумы в 1348-1349 годах. Но в это же время население квартала увеличилось. В основном, за счет спасшихся от страшной болезни и не менее ужасных погромов в других местах. Через 100 лет на евреев снова обрушилась человеческая кара. 1421 год назван Венской Гзерой. Перед этим, в 1420 герцог АльбертV, действующий австрийский правитель, издал дерект, по которому полагалось арестовать каждого еврея во всей Австрии. Начали, естественно, с Вены. Представители народа были поставлены перед страшным выбором: покинуть страну или креститься. Аналогичная ситуация произошла и в Испании 70 лет спустя. Дети младше 15 лет были крещены насильно.
В 1421 году большинство евреев были изгнаны из европейской столицы. А те немногие, которые попали в тюрьмы, подвергались пыткам и издевательствам. Единственной целью правителя Австрии было принудительное крещение еврейского народа. Неугодных просто уничтожали. В этом же году Альберт приговорил всех оставшихся в Вене некрещеных евреев к смертной казни. В день оглашения приговора на Гусином лугу (сейчас это квартал Вайсгербер) были публично приданы огню 120 женщин и 92 еврейских мужчины. Сегодня туристы, приезжающие в Вену, могут увидеть на месте страшной казни мемориальную доску. Еще одним памятником событий тех времен является Дом Иордана, расположенный на Юденплатц. Это здание образца 15 века, «украшенное» рельефом с изображением крещения Иисуса и надписью на латыни под ним. Это самый знаменитый в мире памятник антисемитизма. Дом находится напротив мемориала о Холокосте. А надпись на нем гласит, что очищение огнем от евреев было подобно очищению земли всемирным потопом.
Возвращаться в Вену евреи начали только в прошествии сотни лет после тех страшных событий. 15 семей поселились в городе в 1512 году. В 16-17 веках продолжались гонения евреев в Австрии. Больше всего страданий народу принесла Тридцатилетняя война. В середине 17 века в Вену прибыли спасавшиеся от Хмельнитчины украинские евреи. В этом же столетии австрийским императором Фердинандом вторым было создано гетто в Леопольдштадте. Там 500 семей проживало в 136 домах. В 17 веке права евреев всячески ущемлялись властями. Уже в 1669 году этот народ был изгнан из Вены второй раз в истории. Указ об этом подписал император Леопольд первый. Еврейскую синагогу переоборудовали в католическую церковь.
Второе изгнание евреев было существенно короче первого. Возвращение народа в Вену объяснялось прозаично. Казна государства была опустошена войной. Естественно, императору очень не помешали еврейские деньги. Представителям народа позволили вернуться в столицу. При этом их обложили по-настоящему непомерными налогами. Еврейская община в Вене начала восстанавливаться. Лидерами ее возрождения стали так называемые придворные евреи Самсон Вертхаймер и Шмуэль Оппенгеймер. На протяжении всего 18 века община была очень мала. Во времена правления Марии Терезии, которая ненавидела евреев, называя их самой лютой напастью, количество представителей этого народа в городе доходило едва до пятисот. Дискриминационными законами продолжали ущемлять права евреев. Например, иметь религиозную общину им было запрещено, так же под строжайшим запретом находились публичные богослужения.
Некоторые послабления народ почувствовал во времена следующего правителя Австрии, сына Марии Терезии. Однако, все реформы преимущественно касались чешских богемских евреев. Но, тем не менее, созданный в 1782 году эдикт о том, чтобы евреев сделать полезными для государства, существенно облегчил жизнь представителям народа. Детям разрешили ходить в школы и посещать университеты, а взрослым заниматься предпринимательством, торговлей, еврейский налог был отменен. Ограничения действовали в отношении языка. Общаться и вести переписку евреи должны были на немецком. С 18 века начинается возрождение еврейского народа в Вене. Движение Хаскала ратовало о стирании граней по национальному признаку. В 19 веке был снят запрет на строительство в столице Австрии синагог. Именно тогда был построен «Городской Храм». Эта старинная синагога сегодня входит в число главных достопримечательностей еврейской Вены как туристического маршрута. До наших дней сохранилось (частично) еще одно здание того времени – это Леопольдштадская синагога, при которой был открыт раввинский семинар. Сама синагога была разрушена Хрустальной ночью в 1938, а здание семинара сегодня можно увидеть в Вене.
Расцвет еврейского народа совпадает с временем правления Францы-Иосифа. Именно тогда представители этого народа получили возможность заниматься любым видом деятельности, включая военную. В 19 веке количество евреев в Вене существенно возросло. Так в период с 1857 по 1869 годы население выросло с 6217 человек до 40000. Такой резкий скачок дала эмиграция из соседних государств.
20 век для евреев в Вене оказался не менее трагичным, чем вся история народа. Началось все с Первой мировой войны. Тогда от зверств русских солдат евреи бежали во внутренние районы страны. В том числе, в самой Вене оказалось 50-70 тысяч беженцев без крыши над головой и работы. После падения империи и провозглашения республики на евреев вновь обрушились все ужасы антисемитизма. Самым страшным периодом стало господство австрийского нацизма. Погромы начались с 1929 года. Пика насилие достигло в 1938. 42 синагоги в Вене были сожжены Хрустальной ночью в ноябре этого года. На Центральном кладбище вандалы разгромили надгробия. Многие не восстановлены до сих пор.
Современная еврейская Вена
Сегодня в Вене евреи живут спокойно. В современном мире каждый имеет право на место под солнцем. В память о событиях былых времен в австрийской столице остались мемориалы и исторические достопримечательности. Самый известный мемориал находится в городском храме. Имена 65000 убитых евреев выгравированы на грифельной вращающейся доске. Так же в обязательную экскурсионную программу по еврейской Вене входят и другие достопримечательности.
Еврейский музей
Здание на улице Доротеегассе засияло новыми красками осенью 2011 года. Тогда в музее была проведена реконструкция. Изменения коснулись не только его внешнего облика, но и содержания некоторых экспозиций. Сегодня Еврейский музей – это место общения, встреч. Наряду с традиционными выставками работ по истории еврейского народа, здесь регулярно проходят различные мероприятия. Сам музей представляет собой не только историческую, но и архитектурную ценность. Дизайн его после реконструкции заслуживает внимания. Фасад украшает современная осветительная установка художницы Бригитте Кованц, а вход восстановлен в соответствии с оригиналом.
Что касается выставок, экспозиций, они в музее проводятся в трех зонах. Первая – это обновленный музейный склад с экспозициями знаменитых коллекций. Вторая – ателье – выставочный зал ритуальных объектов и одновременно мастерская. Третья – постоянная выставка на 1 этаже здания откроется осенью 2012. Так же в музее вы сможете увидеть сменные экспозиции, посетить книжный магазин и кафе.
Юденплац
Эта площадь является уникальным местом памяти. Она объединила в единый мемориальный комплекс музей средневекового иудаизма, раскопки средневековой синагоги и памятник знаменитого дизайнера Рахель Уайтрид. Пол вокруг последнего выложен плитами с названиями мест, где нацисты убивали евреев в 20 веке. Главной достопримечательностью Юденплац являются выставочные залы музея венского средневекового иудаизма. Здесь туристы могут совершить виртуальную экскурсию по столице Австрии 14 века, а так же побывать на раскопках синагоги. Экспозиции демонстрируют религиозные, социальные и культурные условия жизни еврейского народа в Вене в Средние века вплоть до первого изгнания – Венского Гезера. На первом этаже музея проводятся сменные экспозиции.
Экскурсия по еврейской Вене похожа на анализ величайших кровавых преступлений правителей Австрии против отдельно взятой группы людей. С восьмидесятых годов 20 века современные историки и ученые прилагают максимум усилий, чтобы осветить все теневые стороны истории. Сохранение еврейского наследия – важная миссия. История должна быть оценена беспристрастно.