Венский хор мальчиков. То пение, что вечная молитва…
На их концертах не прячут слёз, не разговаривают и, кажется, перестают дышать… Там человек остаётся один — один среди сотен и тысяч людей, лишь с собой и Богом… Это и высшее наслаждение, и тяжёлое испытание.
Всемирно известный Венский хор мальчиков (Wiener Sängerknaben) ведет свою историю с конца XV века.
Во славу Империи!
Официальную дату основания Венского хора мальчиков относят к 1498 году и указу австрийского эрцгерцога, императора Священной Римской империи Максимилиана I (Maximilian I) о создании придворной капеллы, в состав которой вошли шесть мальчиков-хористов. Появление «ангельской капеллы» было приурочено к переезду имперского двора в новую столицу — из Инсбрука в Вену. Эрцгерцог всеми силами желал представить факт переезда как освящённый и предопределённый самими небесами к величию и вечной славе империи.
На протяжении последующих четырёх столетий детский хор был непременным участником придворных концертов и песнопений, сопровождающих церковные службы. Традиция жива и поныне: Венский детский хор и сегодня − истинное украшение воскресных богослужений в Хофбургской капелле (Hofburgkapelle).
Чтобы познакомиться с волшебными юными голосами, в Вену приезжали специально, преодолевая океаны и тысячи километров суши: вплоть до конца XIX века Венский хор мальчиков, численный состав которого не превышал двух десятков человек, можно было услышать, лишь будучи приглашенным к императорскому двору. Красоте голоса юных певчих соответствовал и их наряд: шитые золотом придворные мундиры сменяла богатая военная форма, дополненная украшенным драгоценностями кинжалом. И ангельское пение, и блеск одежд должны были служить величию Габсбургской монархии.
В конце 1919 года, после распада империи, одежду певцов сменили: теперь, чтобы максимально разделить в сознании слушателей монарший двор и мировую гордость Вены, мальчиков нарядили в строгую, но всё же весьма демократичную морскую форму, к которой непременно полагались брюки клёш и бескозырка.
Всякому таланту предшествует Учитель
Необыкновенным певцам всегда соответствовали и их учителя. В течение пяти веков истории хора с ним работали такие грандиозные мастера, как нидерландский композитор и органист, автор мотетов и месс Хенрик Изаак (Heinrich Isaac), австрийский композитор и скрипач Генрих Бибер (Heinrich Biber), чьи произведения способен исполнять редкий музыкант, композитор и теоретик музыки Иоганн Йозеф Фукс (Johann Joseph Fux) и, конечно же, гениальный Вольфганг Амадей Моцарт!
Хор стал «колыбелью» для многих известнейших музыкантов, чей талант был тут выпестован и получил дальнейшее развитие в самостоятельной творческой деятельности. Среди них композиторы Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) и Карл Целлер (Carl Adam Johann Nepomuk Zeller), дирижёры Феликс Йозеф Мотль (Felix Josef von Mottl) и Ганс Рихтер (Hans Richter) и многие другие. Специально для Венского хора мальчиков в разное время писали Вольфганг Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) и Антонио Сальери (Antonio Salieri), Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Ritter von Gluck).
Посланцы Бога
Двадцатые годы прошлого века ознаменовались для Венского хора чередой тяжких испытаний, творческих исканий и побед, взлетом популярности во всех частях света. После распада империи и провозглашения республики, детский хор не был взят на государственное обеспечение и имел реальные перспективы быть распущенным.
Решающую роль в сохранении коллектива сыграл Йозеф Шнитт (Josef Schnitt) – дирижер и руководитель взрослого хора, настоятель Императорского собора. Именно он в 1921 году обеспечил детскому хору статус частной структуры, а пятью годами позже организовал продолжительные кругосветные гастроли, принесшие Венскому детскому хору мировую славу. В течение года хор выступил в Берлине, Праге, Цюрихе. В 1928 году «пение ангелов» услышали Афины и Рига, а в 1929 счастливыми свидетелями высокого искусства стали Франция, Испания, Дания, Швеция и Норвегия. В 1932 году состоялось первое турне по Соединённым Штатам, 1934 год — Австралия и Новая Зеландия, 1936 год — Южная Америка. Увидеть лица ребят, поющих в это время в хоре, можно в фильме 1938 года «Без ума от музыки» («Mad About Music»), в котором 15-летняя Дина Дурбин исполняет Ave Maria в сопровождении Венского хора.
Во всех частях света теперь уже во славу Божию звучали реквиемы и церковные мессы, произведения венских классиков, даже детские оперы и народные австрийские песни. И пусть большую часть программы составляли произведения религиозные — слушатели, относящие себя до того к разным вероисповеданиям, конфессиям или не относящие ни к чему вовсе, замирали в немом восторге и пламенной душевной молитве Создателю — единому и непостижимому, и в сердце каждого рождалось удивительное чувство Веры — в добро, красоту, в высокое предназначение мира и себя в нём…
Гастрольная практика, ставшая с тех пор традиционной, существенно расширила исполнительский репертуар, сделав его привлекательным для представителей самых разных социальных, культурных, этнических слоев мирового сообщества. Сегодня хористы дают в среднем 300 концертов в год, их приглашают в лучшие концертные залы всех частей света. В 1970 году публика услышала в исполнении венского хора мальчиков песни «Биттлз», а 2002 год ещё увеличил число поклонников коллектива: был выпущен первый компакт-диск современной танцевальной и поп-музыки, исполненной хором. Для обработки выбрали песни Мадонны (Madonna Louise Veronica Ciccone), Селин Дион (Celine Dion) и Робби Уильямса (Robbie Williams).
Но вернёмся к середине ХХ века. Не всё просто складывалось в судьбе коллектива: в 1939 году, в результате аншлюса, Австрия входит в состав Германии, тогда уже управляемой нацистами. Руководитель хора за отказ от сотрудничества с партией власти уволен. На место Йозефа Шнитта приходит Фердинанд Гроссман (Ferdinand Großmann) — величайший педагог и самоотверженный служитель искусства. Ради сохранения хора он соглашается, чтобы дети выступали со свастикой на рукаве. Этот поступок достоин не осуждения, а лишь восхищения перед человеком, живущим не единым днём, а веками и вековыми ценностями. Гроссман был абсолютно уверен, что война закончится разгромом фашистов, и его подопечные споют величайшее восхваление миру и добру… Его мечта почти исполнилась: дети не пострадали, но к концу Второй мировой хор всё-таки был распущен. В 1948 году хор возобновляет деятельность. Как ознаменование мира…
Хор сегодня
Современный Венский хор мальчиков − 96 детей от 10 до 14 лет, проживающих и обучающихся в переданном хору в 1948 году дворце Аугартен (Augartenpalais). Будущие хористы еще в дошкольном возрасте тщательно отбираются опытными педагогами, затем, в статусе кандидатов, получают классическое музыкальное и начальное общее образование. Став полноправным членом хора, каждый ребенок зачисляется в одну из 4 относительно автономных хоровых трупп, созданных для удобства концертно-гастрольной деятельности.
Официальный сайт Венского хора мальчиков охотно предоставляет информацию о предстоящих выступлениях хора и месте их проведения, о возможности приобретения билетов на концерты. А лучшая визитная карточкой хора − смеющееся детское лицо мальчишки, одетого в матросский костюмчик, и чистый, звонкий детский голос.